27.05.2025 г. состоялась IХ Международная научно-практическая конференция «Культурогенезные функции психолого-педагогического и специального образования», организованная НОИЦ педагогики и психологии личности в рамках реализации федерального инновационного проекта «Комплексное научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного образования» (приказ МОиН РФ №28 от 19.01.2024 (№127).
С приветственным словом к участникам обратились Иванова Неонила Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, старший научный сотрудник НОИЦ педагогики и психологии личности; и Викторова Елена Иоакимовна, заместитель декана по научной и инновационной работе, факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии образования.
На настоящую конференцию поступило более 1000 заявок из 160 учреждений 4 государств (Российская Федерация, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Норвегия), 14 субъектов Российской Федерации (Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Самарская область, Московская область, Чувашская Республика, Камчатский край, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Вологодская область, Воронежская область, Ярославская область, Иркутская область, Чеченская Республика), 44 городов Российской Федерации и зарубежных стран.
Масштаб участия и разнообразие культурных контекстов подчёркивают: мы находимся на стыке эпох, где образование больше не может быть шаблонным. Оно вынуждено балансировать между двумя фундаментальными полюсами: культурно-генетическим наследием, передающимся через поколения, словно код ДНК общества, и природосообразным подходом, который напоминает нам, что развитие ребёнка – это не линейный алгоритм, а живой процесс, тесно связанный с его индивидуальной природой.
В этом году было проведено параллельно три пленарных заседания в двух городах (г. Чебоксары, г. Волгоград) с онлайн подключением. На пленарных заседаниях приняли участие ведущие ученые Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина, Ошского государственного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Академии интегральной психодинамической психотерапии, СПбОНИО «Общественная академия акмеологических наук» и пр.
Особую признательность выражаем уважаемым спикерам:
Екжановой Елене Анатольевне– доктору педагогических наук, профессору департамента социально-педагогических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, эксперту Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства и материнства и детства
Цибульниковой Виктории Евгеньевне– кандидату педагогических наук, член-корр. МАНПО, доценту факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова
Колягиной Виктории Геннадьевне– кандидату психологических наук, ведущему научному сотруднику лаборатории инклюзивного образования, доценту департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета
Профессор Е.А. Екжанова (МГПУ) в докладе «Специальное образование в диалектике культурно-генетического и природосообразного» раскрыла взаимодействие биологических и социокультурных факторов в обучении детей с ОВЗ, что формирует основу для персонализированных образовательных траекторий.
В.Е. Цибульникова (МГУ) в исследовании «Ценности профессиональной жизни современного педагога» показала, что гуманизация образования невозможна без переосмысления роли педагога как «проводника» между эпохами. Ключевые ценности – эмпатия, цифровая грамотность и преемственность – становятся драйверами трансформации педагогических парадигм.
В.Г. Колягина (МГПУ) представила модель подготовки дефектологов и логопедов, где акцент смещается с коррекции на раскрытие потенциала через синтез нейронаук, этики и арт-терапии. Её доклад «Подходы к системе подготовки специалистов» подчеркнул: будущее – за междисциплинарными «лабораториями», где теория обогащается практикой эмпатии.
Организаторы выражают признательность экспертам за глубинную аналитику и вклад в развитие инклюзивного образования. Эти идеи стали основой для диалога, где наука встречается с гуманизмом и практикой.
Материалы конференции (видео выступления, презентации спикеров, фотографии, сборник и программу конференции и пр.) можно посмотреть и скачать по ссылке до 01.07.2025 г.: https://cloud.mail.ru/public/Wx4z/ZDGb2hQxN