Совсем недавно на факультете дошкольной и коррекционной педагогики прошёл увлекательный мастер-класс, посвящённый обучению навыкам ориентировки в пространстве, для студентов 3 курса, выбирающих профессию учителя-дефектолога. Уникальность мероприятия заключалась в том, что ведущим выступил человек с нарушением зрения, поделившийся личным опытом и полезными советами, позволяющими эффективнее обучать этому важному навыку.

Николай Павлович Парахин,  заведующий сектором тифлотехнических средств и автоматизации библиотечных процессов спецбиблиотеки имени Л. Н. Толстого отметил: «Пространственная ориентация крайне важна для каждого человека, однако особую значимость приобретает для людей с нарушениями зрения. Грамотные методики обучения помогают им уверенно передвигаться и получать больше возможностей для полноценной жизни. Поэтому для будущего профессионала критически важно владеть такими навыками и уметь передать их ученикам».

Одним из эффективных помощников для слепых и слабовидящих являются собаки-проводники. Собаки проходят специальное обучение, чтобы руководить человеком в движении, избегать препятствий и находить путь к цели. Собака способна привести владельца домой, обеспечить безопасность на дороге и облегчить повседневные перемещения.

Современные технологии GPS-навигации значительно облегчают ориентировку. Приложения и устройства предоставляют голосовую навигацию, сообщающую о направлениях, расстояниях и особенностях дорог. Такие системы помогают находить нужные объекты и преодолевать большие расстояния самостоятельно.

Использование трости: Белая трость остаётся важнейшим инструментом. Существует множество приёмов её использования:

  • Постоянный контакт: постоянное прикосновение трости к земле обеспечивает стабильное чувство дороги.
  • Диагональное сканирование: помогает обнаружить крупные препятствия.
  • Три точки контакта: проверяет пространство вокруг ног.
  • Контакт-трение: скользящее движение трости вдоль стен или барьеров даёт дополнительную информацию о расстоянии и препятствиях.

Работа с картами и моделями: Рельефные модели территорий, специальных районов и улицы позволяют людям с нарушениями зрения познакомиться с топографией нового района ещё до начала личного знакомства.

Активация сенсорных способностей: по мимо зрения, важны звуковые и осязательные сигналы. Навык различать шаги пешеходов, шум машин, вибрации земли и другие природные явления улучшает способность ориентироваться в пространстве.

Независимое исследование территории: Освоение маршрутов начинается постепенно, сначала с сопровождением инструктора, затем самостоятельно, укрепляя доверие и навыки самостоятельного изучения местности.

Коммуникация с людьми: Важный аспект — научиться обращаться за помощью к прохожим и персоналу организаций.

Во время мастер-класса использовались разнообразные методы и подходы:

  • Практические задания: участники выполняли реальные упражнения, направленные на развитие навыков ориентации в пространстве.
  • Моделируемые ситуации: студенты оказывались в условиях ограниченной видимости, имитируя проблемы, с которыми сталкиваются люди с ослабленным зрением.
  • Рефлексия: после упражнений участники делились впечатлениями и обсуждением ошибок, совершенных в ходе занятий.

Такой подход позволил участникам ощутить трудности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с проблемами зрения, и выработал понимание важности правильного педагогического сопровождения. Подобные образовательные мероприятия необходимы для повышения квалификации молодых специалистов и углубления их знаний в сфере адаптации людей с инвалидностью по зрению.