Конференция инициирована Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории Волгоградского научно-образовательного центра РАО «Исследование проблем социализации детей и молодежи» совместно с НОИЦ педагогики и психологии личностина факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологииФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Вузами-партнерами конференции также выступили: ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»; ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет».
На конференцию подано 287 заявок об участии, 216 научных докладов включены в программу. География участников конференции включает 15 городов России – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская область, Орел, Майкоп, Краснодарский край, Бердянск, Самара, Чебоксары, Пермь, Красноярск, Волгоград и Волгоградская область.
Первый день конференции был организован на базе ВГСПУ, где на пленарном заседании выступили ученые, исследующие проблему социальной эксклюзии с позиции педагогики и психологии – И.А. Рудневой, доцента ВГСПУ (г. Волгоград), Г.В. Семеновой, доцента РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Т.В. Тимохиной, профессора ГГТУ (г. Москва), М.Э. Паатовой, профессора АГУ (г. Майкоп), Е.А. Черниковой, доцента ВГСПУ (г. Волгоград), Т.В. Фуряевой, профессора КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск). Также прошло Открытое заседание Научно-исследовательской лаборатории «Исследование проблем социализации детей и молодежи» Волгоградского научно-образовательного центра РАО (руководитель И.А. Руднева, доцент ВГСПУ).
Во второй день конференции на базе ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары организована работа 2 секционных заседаний, и 8 дискуссионных площадок на базах вузов-партнеров конференции.
На секции «Социальная и образовательная эксклюзия: теоретические подходы к определению и практические модели в работе с детьми и молодежью» в онлайн и офлайн формате выступили 40 представители науки (9 доцентов, кандидатов наук, научных сотрудников, 21 преподаватель, 1 аспирант, 9 бакалавров) и 23 практикующих специалиста (10 учителей, 6 воспитателей, 2 логопеда, 3 психолога, 2 тьютора). Большинство участников представляли г. Чебоксары, г. Москвы (2 человека), из поселка Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ключевые вопросы докладов были сфокусированы на комплексном подходе к преодолению социальной и образовательной эксклюзии – от диагностики и коррекции индивидуальных нарушений до создания инклюзивной среды и поддержки всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Основное содержание докладов секционного заседания «Социокультурная практика детства: риски и потенциал эксклюзии» было сконцентрировано вокруг глубокого изучения особенностей развития детей с ОВЗ и поиска эффективных практик их психолого-педагогического сопровождения, социальной интеграции и коррекции, с ярко выраженной опорой на научно-исследовательскую работу бакалавров и магистрантов педагогического университета. Всего выступили с докладом 46 человек из г. Чебоксары: 17 бакалавров, 13 педагогов БОУ «Образовательный центр для детей с ОВЗ» и БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №1», 6 преподавателейи 1 аспирант ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», 6 магистрантов, 5 педагоговМБДОУ «Детский сад №23» и других детских садов г. Чебоксары.
Благодарим всех участников и организаторов за плодотворную работу и насыщенные доклады.

